Психология и жизнь » Синдром дефицита внимания и гиперактивности Часть 1.
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Синдром дефицита внимания и гиперактивности Часть 1.

Небольшое отступление от темы, если Ваш ребенок подвижный, эмоциональный, если у него энергия бьет через край и ему на одном месте не сидится, он «дергает» каждого и все время в движении, а окружающие говорят про него «непоседа» или «юла», значит у Вас активный ребенок, которому необходимо непрестанно двигаться, лидировать и делать все по-своему. Он любит находиться в центре внимания и хочет всегда быть прав. Такая активность – это свойство личности ребенка, а не какое-либо расстройство.

А вот абсолютно излишняя активность, которая часто сочетается с нарушением внимания у ребенка, является уже поведенческим расстройством. Такой ребенок нуждается в медицинской и психологической помощи. Речь идет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.

В этой части я хочу представить краткий обзор по теме: что это за синдром, какие существуют причины его возникновения и как он проявляется.

Гиперактивность с дефицитом внимания – это недостаточность внимания, слабый контроль над побуждениями и сверхактивность. В международной классификации болезней (МКБ 10) рассматривается как, гиперкенитеческое (двигательное) расстройство с дефицитом внимания.

Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
1. Преимущественно гиперактивный (гиперактивность и импульсивность, слабый контроль)
2. Преимущественно невнимательный (проблемы внимания, трудности в обучении)
3. Смешанный (сочетание первого и второго типа)

Большинство детей с данным расстройством имеют смешанную форму – гиперактивность с дефицитом внимания.

Началом возникновения синдрома гиперактивности считается возраст 3-4х лет, однако поставить данный диагноз до 5 летнего возраста – трудно.

К причинам возникновения у ребенка синдрома дефицита внимания/гиперактивности относятся:
• Генетическая природа. Наследственность — в семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. Генетическая аномалия — мутациями 3 генов, что предполагает развитие гиперактивности.
• Семейные факторы. Низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями.
• Факторы риска во время беременности и родов. Асфиксия новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение, родовые травмы (вывих шейных позвонков)

Комплекс проявлений данного синдрома – это гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Гиперактивность выражается в неспособности оставаться на месте в ситуации, когда есть такая необходимость. Активность ребенка в этом случае отличается дезорганизованностью и бесцельностью.
Ребенок с гиперактивностью не может даже на короткий период устоять или усидеть на одном месте, ерзает на стуле, двигает руками и ногами. Перескакивает с одного занятия на другое и ни одно дело не доводит до конца. Все трогает, везде залазит, не имея определенной цели.

Импульсивность – неспособность сдерживать свои реакции (подумать прежде чем что-то сделать), неспособность к ожиданию, спланировать что-то, рассчитать время.
Ребенок совершает действия без учета последствий, самоконтроль снижен, не делает выводов, т.е. не учится на своих ошибках, способен повторять одни и те же проступки с определенной закономерностью.
Такой ребенок часто начинает отвечать не дослушав вопроса, не может дождаться своей очереди, часто прерывает других или мешает деятельности.

Невнимательность – плохая концентрация внимания и дезорганизованность (быстрая смена видов деятельности, рассеянность).
Ребенок часто не слушает, что ему говорят, не удерживает внимание во время игры, не следует инструкциям. Часто теряет вещи, плохо выполняет задания или избегает их выполнения.

Для диагностики, необходимо учитывать следующее:
— симптомы проявляются до 7 лет
— наблюдаются не менее 6 месяцев в двух сферах жизни (школа и семья)
— симптомы должны всегда вызывать психологический дискофорт и дезорганизацию
— должны наблюдаться чаще и с большей выраженностью, чем у детей того же пола и возраста.

В следующей части мы рассмотрим, что можно сделать, если Вы столкнулись с проблемой синдрома дефицита внимания/гиперактивности у Вашего ребенка.


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности Часть 2.
  • Социальное тревожное расстройство: больше, чем стеснительность
  • У Вас активный ребенок?
  • Вопросы риска и профилактики употребления наркотиков детьми
  • Аспекты информационной безопасности для родителей
  • Один отзыв на «Синдром дефицита внимания и гиперактивности Часть 1.»

    1. А где граница между свойством личности и расстройством?

    Правила комментирования