Психология и жизнь » Воспитание детей: как не навредить словом?
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Воспитание детей: как не навредить словом?

Воспитание детей — процесс не простой и очень важный, каждый родитель понимает, какое огромное значение оказывает воспитание на всю дальнейшую жизнь человека. Многие  хотят все и всегда делать правильно, однако правил воспитания идеального ребенка не существует. Воспитание детей нельзя свести в единый свод правил, ведь каждый ребенок — уникальная личность. А вот обозначить то, чего делать нельзя категорически — это возможно. Рассмотрим частые ошибки в воспитании детей и начнем с того, что и как говорят взрослые, каким образом речь может навредить ребенку и как этого избежать.

Первое, на что важно и нужно обращать внимание — это речь родителей. То, что Вы говорите и как Вы это делаете, имеет колоссальное значение. Необходимо следить за речью, обращенной к самому ребенку, ведь родители своими словами «программируют» ребенка на успешность или неуспех, смелость или страхи, уверенность в своих силах или боязнь неудачи. Кроме того, необходимо следить за тем как Вы общаетесь с другими людьми. Ошибочно предполагать, что ребенок еще мал и не понимает что Вы говорите, дети улавливают не только смысл слов, но и эмоциональный фон, интонацию, настрой. Наблюдая за родителями со стороны, ребенок копирует способ взаимодействия и «впитывает как губка», услышанные слова, интонацию, жесты и манеру общения.

Итак, рассмотрим наиболее частые ошибки взрослых в воспитании детей. Обращаясь к ребенку, важно помнить некоторые правила:

  • Избегайте частицы «не». Когда мама произносит «не кидай», ребенок что делает? Правильно! Кидает! Частица «не» просто теряется или слышится запретом, а дети, как известно, запретов не любят. Замените частицу «не» положительной фразой, например «держи крепко».
  • Исключайте из своей речи  фразы, унижающие ребенка. Такие фразы не только унижают достоинство развивающейся личности, но и программируют ребенка на чувства страха, неуверенности в себе, ощущение себя никчемным, не способным на большее. Наиболее часто встречаются такие выражения: «разве ты можешь не разлить!», «ты еще на что-нибудь способен?», «конечно, это все, что ты можешь», «не трогай, все равно не получится», «дай, я, ты только все испортишь», или «ну, как всегда, ничего путного не можешь сделать»
  • Исключайте из лексикона любые грубые слова, оскорбления и старайтесь не повышать голос. Помните о том, что ребенок запомнит и будет применять ту же манеру общения, которую видит по отношению к себе. Вы кричите — ребенок будет кричать на Вас, и странно требовать от него «не орать», если родители сами не могут вести себя спокойно.
  • Исключайте всякие сравнения с другими детьми, такие фразы как «а вот Петя уже сам ест ложкой» или «Убирай игрушки, Вася уже давно сам это делает». При этом если Вы еще и принизили способности своего ребенка, например «Петя давно сам одевается, а ты все справиться не можешь, как маленький», то это двойной удар по психике ребенка. Сравнение всегда излишне, поскольку каждый ребенок отличается от других, у каждого есть свои сильные стороны, каждый в чем-то успешнее. Важно развивать успешные стороны в своем ребенке, а не заострять внимание на том, что, как Вам кажется, отстает. Ведь один ребенок ест самостоятельно, а другой этого еще не делает, но зато шнурки завязывает, к примеру. Сравнения отставить! Не стоит «взращивать» в ребенке комплекс неполноценности.
  • Избегайте слов, заостряющих внимание на негативных эмоциях или затруднениях, таких как «испугался?», «не бойся!» или «ой, ты стесняешься!» Ребенок до того как Вы это сказали, даже и не знал, что он застеснялся или испугался, а теперь знает. Теперь, даже если это не так, он будет чувствовать страх, беспокойство или стеснение. Если ребенок напрягся, скажите другую фразу, чтобы его успокоить, например «мама с тобой» или «пойдем вместе посмотрим».
  • Дайте возможность своему ребенку говорить то, что он хочет сказать. Даже малышу важно сказать «ваф-ваф» тогда, когда он это хочет сказать. Иногда можно услышать от родителей: «пора уже нормально разговаривать, что за «ваф-ваф? Скажи собака! » или «я тебя не понимаю, нормальными словами скажи». Родители думают, что так мотивируют ребенка к развитию речи, а на самом дели они просто «закрывают рот» ребенку и тот перестают разговаривать, чувствуя свою несостоятельность.

Все, что говорят взрослые — важно для ребенка. Речь родителей несет не только информационную нагрузку, но и отражает эмоциональный фон, отношение к ребенку, отношение между родителями и в семье, отношение к другим и к миру в целом. Все это оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка и на всю его дальнейшую жизнь.

Важно следить за своей речью, стараться  исключать «вредные» слова и фразы, ведь так просто нанести вред непродуманным словом и как сложно в дальнейшем это исправлять.


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Типы темперамента. Тест — определите свой тип.
  • Вопросы риска и профилактики употребления наркотиков детьми
  • Аспекты информационной безопасности для родителей
  • Развитие ребенка от года до трех лет: речь
  • Опасность в Интернете: детские суициды и «группы смерти»
  • Один отзыв на «Воспитание детей: как не навредить словом?»

    1. Алла:

      Уследишь за речью, когда ребенок доводит до истерики…

    Правила комментирования