Психология и жизнь » Гигиенические требования к организации занятий с использованием цифровых средств обучения
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Гигиенические требования к организации занятий с использованием цифровых средств обучения

Использование цифровых средств – обязательная составляющая современного школьного образования и досуга детей. Для предупреждения возможного негативного влияния применения информационно – коммуникационных технологий обучения на здоровье и развитие детского организма, на функциональное состояние, работоспособность и здоровье ребенка, важно знать: В полной мере безопасность может быть обеспечена только в том случае, если в процессе обучения и досуга, у детей будут сформированы  стойкие навыки безопасного использования информационно – коммуникационных технологий.

Персональные компьютеры (ПК) размещают так, чтобы свет на экран падал слева. Занятия должны проходить в хорошо освещенном помещении. Рабочие места с ПК по отношению к светопроемам располагают так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

Важно, чтобы в помещение было исключение прямого солнечного света, что способствует более равномерному освещению помещения. Это позволяет решить проблему засветки и бликования экранов дисплея, а также перегрева помещения. Оконные проемы в помещениях, где используются ПК, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков.

В качестве источников общего искусственного освещения лучше всего использовать осветительные приборы, которые создают равномерную освещенность путем рассеянного или отраженного света (свет падает на потолок), и исключает блики на экране монитора и клавиатуре.

В настоящее время появилась возможность организации общего освещения с помощью светодиодных источников света. Самое главное преимущество новых ламп – снижение пульсации светового потока в 10 и более раз по сравнению с действующим регламентом. Поэтому светодиодные установки  оказывают более позитивное влияние на зрительный анализатор, обеспечивают более эффективную работоспособность и меньшее утомление детей. Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.

Одновременно за ПК должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90°. Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму.

Основные рекомендации по организации рабочего места сводятся к следующему:

  • высота стула (а лучше кресла) должна быть такой, чтобы между ладонью и запястьем не образовывался угол;
  • клавиатуру лучше размещать на несколько сантиметров ниже уровня обычного письменного стола;
  • во время работы за компьютером ноги должны иметь опору, чтобы снизить нагрузку, которую они испытывают;
  • во время набора текста на клавиатуре запястья не должны опускаться, подниматься или отклоняться в стороны;
  • пальцы, запястье и предплечье должны образовывать прямую линию;
  • между локтевым суставом и предплечьем должен образовываться угол в 90°, плечи должны быть опущены и расслаблены.

Согласно современным представлениям рациональное применение цифровых средств в учебном процессе способствует активации умственной деятельности учащихся, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность.

Однако активизация познавательной деятельности ученика, которая необходима для формирования оптимального тонуса центральной нервной системы и успешной учебной деятельности, не должна переходить в другую крайность – интенсификацию деятельности, приводящей к переутомлению. И важным инструментом в профилактике этих негативных последствий является регламентация использования ПК на учебных и досуговых занятиях детей.

Непрерывное использование персонального компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроке для учащихся 1-2-х классов не должно превышать 20 минут; для учащихся 3-4 классов – 25 минут; для учащихся 5-6 классов – 30 мин; для учащихся 7-9 классов – 35 минут. Непрерывное использование ноутбука на уроках в 1-2 классах составляет не более 20 минут, в 3-4 классах – не более 25 минут. Выполнение указанных регламентов должно сочетаться с соблюдением нормативных показателей светового режима, микроклимата в учебных помещениях и других требований, предусмотренных санитарным законодательством.

Внеучебные занятия (дополнительное образование) с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся в 2-5 классах не более 60 минут; для учащихся 6 классов и старше – не более 90 минут.


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Аспекты информационной безопасности для родителей
  • Паническая атака: краткое руководство к действию
  • Как бороться с эмоциональным выгоранием?
  • Как справиться с беспокойством?
  • Формирование социально-психологических установок подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений
  • Комментарии закрыты.

    Правила комментирования