Эмоциональное насилие: незаметная опасность
Эмоциональное насилие сложнее распознать чем физическое, но оно наносит человеку такой же вред, что и физическое, а порой даже больший. Рассмотрим, что понимают по термином эмоциональное насилие.
Эмоциональное насилие — систематическая травля без применения физического воздействия. Это поведение одного человека против другого, которое проявляется как захват власти, манипуляции, ущемление в правах, подавление, приказы и угрозы, а также постоянный контроль.
Человек, находящийся в ситуации эмоционального насилия, может страдать от тревоги, депрессии, заниженной самооценки, смятения, сложностей, связанных с концентрацией внимания или с принятием решений и других симптомов.
Эмоциональное насилие или абьюз включает в себя любое не физическое воздействие, которое со временем приобретает шаблонный характер:
Критика — оскорбления, инфантилизация. Например, при инфантилизации агрессор намеренно навязывает беспомощность, неумелость и несостоятельность своему партнеру, обращается с ним как с маленьким ребенком: «Да что ты можешь!», «С этим тебе не справиться»,
«Тебе нельзя доверить, ты как маленькая».
Унижение — когда то, что человек о вас знает, используется, чтобы вас пристыдить.
Враждебность — крики, игнорирование, вербальная агрессия. Например, игнорирование — одна из самых сильных манипуляций, человек ощущает себя покинутым, брошенным, ему кажется, что восстановить отношения невозможно, если сам агрессор не решит прервать свое молчание.
Харассмент — настойчивые, повторяющиеся требования, когда партнер считает, что может проявлять сексуализированные домогательства в любом месте. Например, шлепки, пощипывания, зажимания и приставания, когда вы разговариваете по телефону.
Цель таких тактик — установить контроль над близким человеком и подавить его волю и свободу выбора, демонстрируя свою власть и силу.
Признаки эмоционального насилия:
Контроль — важнейший инструмент в насильственных отношениях. В начале контроль проявляется посредством внимания, защиты, заботы, но подобное поведение зачастую направлено на то, чтобы контролировать все аспекты вашей жизни.
Оскорбления — вербальные оскорбления, направленные на то, чтобы победить в споре, принизить вас, ударить по вашей самоценности, — могут быть не очевидными и маскироваться под игривые шутки (Например, шутка задела ваши чувства, вы сообщаете об этом, а в ответ слышите: «какие
мы нежные», «пошутить нельзя, что ли», «да ты все не так поняла»). Цель оскорблений — унизить и обесценить собеседника.
Крик — это повышение тона, но манипулятор использует крик как мощный инструмент систематического запугивания. Повышение голоса сильно пугает, изнуряет, доводит до исступления и лишает сил и возможностей спорить и как-либо сопротивляться. Со временем такое поведение подрывает моральные силы и чувство собственного достоинства.
Газлайтинг — это форма насилия, когда один человек вынуждает другого сомневаться в своих воспоминаниях, чувствах, восприятии реальности и, наконец, в собственной адекватности. Часто потерпевшей приходится слышать следующее:
«Я этого не говорил».
«Ты мне этого не рассказывала».
«Такого не было».
«Уверена, что тебе это не приснилось?»
«Ты слишком чувствительная».
Изоляция может начаться это может с критики или обесценивания ваших отношений
с друзьями и родственниками. Человек, совершающий насилие, может ограничить ваш доступ
к деньгам, ваше перемещение под предлогом, что кроме него у вас больше нет никого ценного и дорогого. Итогом такой социальной изоляции может стать одиночество, чреватое тревогой, депрессией, возникновением зависимостей и проблем со здоровьем.
Угрозы — это высказанное намерение причинить вам вред или боль — или же
лишить вас чего-то. Это манипулятивный способ принуждения, строящийся на потенциальном насилии.
Наказание — это реакция абьюзера на любое ущемление, отказ или отторжение. Оно может проявляться в форме мести или принуждения. Агрессор причиняет партнерше боль, чтобы с ней поквитаться, и заставляет ее изменить свое поведение. Таким образом он сбрасывает свой стресс
и бессилие от невозможности полностью подчинить ее. Чем больше партнерша не повинуется агрессору, тем серьезнее его наказания.
Отвержение — любое действие, отрицающее ваши потребности и положительные стороны. Вы и ваши достижения становитесь неважными и незаметными, партнер делает из вас обузу в своей жизни, демонстрирует усталость и не проявляет интереса.
Пренебрежение — это такое поведение, при котором человек как бы случайно и непреднамеренно лишает вас внимания и привязанности, в результате чего вы уже не можете удовлетворить свою эмоциональную потребность в принятии, любви и близости.
Экономическое насилие строится на ограничении доступа к средствам, сокрытии финансовой информации, установлении полного контроля за деньгами — зачастую такая модель напоминает «детско-родительскую». Помимо прочего, абьюзер будет стараться удерживать партнершу дома,
не позволит выходить на работу и иметь собственный заработок.
Последствия эмоционального насилия:
Эмоциональный абьюз чреват долговременными последствиями, причем не только эмоциональными, но и физиологическими. Такие чувства, как стыд, смятение и страх, только усложняют распознание последствий. Длительное эмоциональное насилие приводит к повышенной утомляемости, слабости и усталости, могут появиться проблемы с давлением, приступы тахикардии или внезапные нарушения дыхания (одышка, ощущение нехватки кислорода). Помимо расстройств сна (бессонница, кошмары) могут возникнуть проблемы с желудочно-кишечным трактом, тошнота, расстройства стула и даже частые мочеиспускания — все они являются симптомами
невротических нарушений организма под воздействием постоянного стресса в насильственных отношениях.
Те, кому пришлось выживать в эмоциональном насилии, часто подвержены чувству вины. Партнер-абьюзер может обвинить вас в любых своих бедах, в том числе и в насилии, которое он же к вам применяет. Возникает так называемое невротическое, или, как говорят, токсичное чувство вины, когда объективно женщина не виновата и не может взять на себя ответственность
за то, в чем ее обвиняют, но вынуждена поверить в свою виноватость и принять эту вину на себя. Хроническое чувство вины может приводить к таким симптомам, как бессонница, потеря аппетита, подавленность, постоянные сожаления. Оно очень схоже с депрессией, и клиническая депрессия зачастую является результатом вины как огромной невыносимой ноши, которую потерпевшие берут на себя, и мнимой ответственности перед партнером-абьюзером.