Психология и жизнь » Фейки в социальных сетях: максимум эмоций, минимум фактов
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Фейки в социальных сетях: максимум эмоций, минимум фактов

Фейки были всегда, вводить людей в заблуждение дело не хитрое. В 19 веке, в газете опубликовали историю: «Прожорливость уток известна; она наиболее явствует из следующего случая. Один учёный купил 20 уток и тотчас же приказал изрубить одну из них с перьями и костями в мелкие кусочки, которыми накормил остальных 19 уток. Несколько минут спустя он поступил так же с другою, потом с третьей, четвёртой уткой и так далее, пока не осталась только одна, которая таким образом пожрала 19 подруг своих». Эта история, наделала много шуму и была перепечатана во всех журналах и газетах того времени. Несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток. Потом сам автор раскрыл секрет «научного опыта» и осмеял легковерных читателей. С тех пор ложь в печати стала именоваться «газетной уткой». Такими были первые фейки.

Со временем, фейки перестали быть безобидными шутками…

Сегодня,  большинство молодежи почти не смотрит телевизор, не слушает радио. Периодически читает электронные издания. Но почти каждый молодой человек «живет»в социальных сетях, где просто масса разной информации. При этом, современному человеку не хватает времени на проверку информации, поэтому чаще всего он верит, не разбираясь. Иногда лень банальна – не хочется искать подтверждения. В социальных сетях этим широко пользуются –  неосведомленность общества становится гласным оружием в управлении сознанием. Даже если новость была фейком и ее опровергли, то репосты, как снежный ком, обгоняют опровержение, делая его бессмысленным.

Почему возникают фейки и вбросы? Можно выделить несколько основных причин:

  • Борьба за власть и внимание аудитории;
  • Желание продать, нажиться, обмануть;
  • Разжигание эмоций людей, ощущение себя «властелином человеческих чувств».

Фейковые новости создаются в погоне за популярностью в соцсетях, достижением политических или конкурентных преимуществ, дискриминацией определенных групп лиц, привлечением внимания к отдельной личности или компании, мошенническим завладением деньгами или имуществом пользователей, нанесением ущерба информации, хранящейся в компьютерах пользователей.

Почему фейки так привлекают внимание? Главная задача фейка – коротко, ясно, с девизами и вырванными картинками, «заразить», как правило, негативной эмоцией на фоне  возмутительных событий, чтобы каждый ее распространял, а далее – эффект лавины.

Фейки распространяются в социальных сетях, преимущественно в родительских и в студенческих группах. Потом фейки размещаются на форумах и сайтах так называемого третьего эшелона, особенностью которых является отсутствие собственных материалов и размещение контента, содержание которого не коррелируется с новостными лентами информационных агентств и федеральных СМИ. Со временем, история шлифуется, обрастает новыми деталями, персонажами, действующими лицами… Всё усугубляется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что, по данным исследования PRNEWS.IO, 90% аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков, распространяя и комментируя ложную информацию.

Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве. Поэтому её читают, ей верят, охотно репостят на своих страницах в соцсетях, делятся с родными.

Как распознать фейк?

1.      Проверьте факты и подлинность изображений. Достоверные новости, как правило, включают множество проверяемых фактических данных, цитаты экспертов и прочее. Если все это отсутствует, задайтесь вопросом «почему». Материалы с ложной информацией часто содержат неверные ссылки, даты или измененные сроки, поэтому рекомендуется проверять эти данные. Изображения в социальных сетях могут быть отредактированы или изменены. Возможные признаки редактирования изображений включают деформацию (прямые линии на заднем фоне выглядят изогнутыми), странные тени, неровные края, нереально идеальный оттенок кожи. Кроме того, изображение может быть реальным, но использоваться в рамках вводящего в заблуждение контекста.

2.      Проверьте источник и автора. Проверьте адрес страницы, на которой размещена новость. Если в адресе содержатся орфографические ошибки или используются редкие доменные расширения, значит источник ненадежный. Обратите внимание на автора новости и/или мнения. Какая у него репутация, является ли он признанным экспертом в данной области?

3.      Оцените комментарии, сохраняя критическое мышление. Даже реальная статья или видео может не иметь комментариев. Часто ссылки и комментарии к статье могут автоматически создаваться ботами или пользователями, нанятыми для размещения вводящей в заблуждение информации. Признаком этого является однотипность комментариев, их однобокость. Многие ложные новости составлены с целью провокации сильных эмоций или стремительных реакций. Сохраняйте критический настрой, чаще задавайте себе вопрос: для чего написана данная статья? Продвигает ли она чьи-то интересы, взгляды или идеи?

4.      Проверьте другие источники. Сообщают ли о данном факте иные источники? Используется ли в статье цитирование с ссылками на авторитетные источники информации? Цитируются ли в статье достоверные источники?

Смотрите на заголовки и сообщения, которые вызывают сильные эмоции – их особенно надо перепроверять.

Для надежности всегда используйте надежные новостные сайты или информацию государственных информационных агентств и СМИ. Перепроверяйте заявления официальных лиц.

 


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Уверенность в себе: что это и как ее достичь?
  • Опасность в Интернете: детские суициды и «группы смерти»
  • Внутри социальной сети
  • Стресс: определение и эффективное управление
  • О хозяйке блога
  • Ваш отзыв

     
     
     
     
     
    Правила комментирования
    Индекс цитирования.