Условия и причины возникновения травли в образовательной организации
Основными факторами возникновения травли являются: личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные факторы. Рассмотрим подробнее данный вопрос.
Личностные факторы
Как правило, дети и подростки, провоцирующие травлю, отличаются некоторыми индивидуальными, психологическими особенностями:
- гиперактивностью,
- импульсивностью,
- низким уровнем контроля за своим поведением и эмоциями,
- рассеянным вниманием,
- невысокой успеваемостью в школе,
- высокой склонностью к гневу.
Такие обучающиеся сознательно издеваются над сверстниками (иногда педагогами), чтобы самоутвердиться, почувствовать и продемонстрировать свою власть. Агрессивность таких детей и подростков связана с не столько неумением сдерживать гнев, сколько желанием устрашить, причинить боль и страдания другим в условиях отсутствия угрозы наказания.
Кроме того, у обучающихся, склонных устраивать травлю, могут наблюдаться психические расстройства.
Семейные факторы
Важным фактором, повышающим вероятность проявления насилия в образовательной организации, является семейная ситуация обучающихся:
- социально-психологическое неблагополучие в семье,
- отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей,
- опыт насильственных отношений внутри семьи,
- отсутствие теплых доверительных отношений с родителями,
- эмоциональная холодность и низкая степень сплоченности членов семьи,
- отсутствие взаимной поддержки.
Насилие в отношениях между родителями и со стороны родителей в отношении детей может стать примером для межличностных отношений ребенка, основанной на агрессии и насилии, и в образовательной организации.
Факторы среды
Провоцировать проявление травли могут:
- неблагоприятный социально-психологический климат в образовательной организации,
- стресс, вызванный учебой и отношениями со сверстниками и учителями,
- отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание
справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия, - равнодушие к происходящему со стороны обучающихся и их родителей
Негативное восприятие учащимся образовательной организации лишь увеличивает риск агрессивного поведения. Агрессивную реакцию учеников может вызвать и чрезмерное выделение педагогом кого-то из них в качестве положительного или отрицательного примера, а также стимулирование между ними соперничества в ущерб сотрудничеству.
Ситуативные факторы
Совершению травли могут способствовать или препятствовать определенные, так называемые ситуативные факторы, в числе которых:
- место и время: чаще всего травля совершается во время перемен в коридорах, туалетах, на игровых площадках, в раздевалках – до или после уроков физкультуры, а также в других укромных местах, где нет взрослых;
- присутствие наблюдателей: для обидчика, главный мотив которого – самоутверждение и демонстрация власти, совершение насильственные действия без свидетелей теряет смысл; в то же время при свидетелях травля происходит чаще и с большей травматизацией для пострадавшего;
- присутствие взрослых может предотвратить или приостановить насилие;
- потребление алкоголя, наркотиков или наличие оружия: установлено, что обидчики чаще других обучающихся чрезмерно употребляют спиртное и носят оружие; кроме того, состояние алкогольного или наркотического опьянения может усиливать аффективные реакции, а наличие оружия повышает риск нанесения тяжелых травм.
Социальные факторы
Характер и распространенность насилия в образовательных организациях часто отражает ситуацию с насилием в обществе в целом, что, в свою очередь, отражает социально-экономические и политические условия, культурные нормы, традиции и ценности, законы и их соблюдение
. Среди социальных факторов возникновения травли:
- гендерные стереотипы,
- социально-экономическое неравенство
- влияние средств массовой информации.
Гендерные стереотипы нередко становятся причиной травли в образовательной организации. Традиционные представления о доминировании мужчины и подчинении женщины становятся ошибочным понятием, что мальчик сильнее и «ему все можно».
Социальное и экономическое неравенство – еще одна распространенная причина агрессии в образовательной организации. Обучающиеся из более обеспеченных семей или с высоким социальным статусом могут пренебрежительно относиться к ученикам из малоимущих семей. Мигранты и представители этнических меньшинств чаще остальных подвергаются травле. В свою очередь, те, к кому относятся с пренебрежением, могут проявлять физическое насилие против своих обидчиков.
Частое упоминание и демонстрация насилия в средствах массовой информации, культивирование насилия в кино и рекламе, использование сюжетов с насилием в популярных компьютерных играх, все это является провоцирующим агрессию и насилие фактором.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи: