Психология и жизнь » Условия и причины возникновения травли в образовательной организации
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Условия и причины возникновения травли в образовательной организации

Основными факторами возникновения травли являются: личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные факторы. Рассмотрим подробнее данный вопрос.

Личностные факторы
Как правило, дети и подростки, провоцирующие травлю, отличаются некоторыми индивидуальными, психологическими особенностями:

  • гиперактивностью,
  • импульсивностью,
  • низким уровнем контроля за своим поведением и эмоциями,
  • рассеянным вниманием,
  • невысокой успеваемостью в школе,
  • высокой склонностью к гневу.

Такие обучающиеся сознательно издеваются над сверстниками (иногда педагогами), чтобы самоутвердиться, почувствовать и продемонстрировать свою власть. Агрессивность таких детей и подростков связана с не столько неумением сдерживать гнев, сколько желанием устрашить, причинить боль и страдания другим в условиях отсутствия угрозы наказания.

Кроме того, у обучающихся, склонных устраивать травлю, могут наблюдаться психические расстройства.

Семейные факторы
Важным фактором, повышающим вероятность проявления насилия в образовательной организации, является семейная ситуация обучающихся:

  • социально-психологическое неблагополучие в семье,
  • отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей,
  • опыт насильственных отношений внутри семьи,
  • отсутствие теплых доверительных отношений с родителями,
  • эмоциональная холодность и низкая степень сплоченности членов семьи,
  • отсутствие взаимной поддержки.

Насилие в отношениях между родителями и со стороны родителей в отношении детей может стать примером для межличностных отношений ребенка, основанной на агрессии и насилии, и в образовательной организации.

Факторы среды
Провоцировать проявление травли могут:

  • неблагоприятный социально-психологический климат в образовательной организации,
  • стресс, вызванный учебой и отношениями со сверстниками и учителями,
  • отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание
    справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия,
  •  равнодушие к происходящему со стороны обучающихся и их родителей 

Негативное восприятие учащимся образовательной организации лишь увеличивает риск агрессивного поведения. Агрессивную реакцию учеников может вызвать и чрезмерное выделение педагогом кого-то из них в качестве положительного или отрицательного примера, а также стимулирование между ними соперничества в ущерб сотрудничеству.

Ситуативные факторы
Совершению травли могут способствовать или препятствовать определенные, так называемые ситуативные факторы, в числе которых:

  • место и время: чаще всего травля совершается во время перемен в коридорах, туалетах, на игровых площадках, в раздевалках – до или после уроков физкультуры, а также в других укромных местах, где нет взрослых;
  • присутствие наблюдателей: для обидчика, главный мотив которого – самоутверждение и демонстрация власти, совершение насильственные действия без свидетелей теряет смысл; в то же время при свидетелях травля происходит чаще и с большей травматизацией для пострадавшего;
  • присутствие взрослых может предотвратить или приостановить насилие;
  • потребление алкоголя, наркотиков или наличие оружия: установлено, что обидчики чаще других обучающихся чрезмерно употребляют спиртное и носят оружие; кроме того, состояние алкогольного или наркотического опьянения может усиливать аффективные реакции, а наличие оружия повышает риск нанесения тяжелых травм.

Социальные факторы
Характер и распространенность насилия в образовательных организациях часто отражает ситуацию с насилием в обществе в целом, что, в свою очередь, отражает социально-экономические и политические условия, культурные нормы, традиции и ценности, законы и их соблюдение

. Среди социальных факторов возникновения травли:

  • гендерные стереотипы,
  • социально-экономическое неравенство 
  • влияние средств массовой информации.

Гендерные стереотипы нередко становятся причиной травли в образовательной организации. Традиционные представления о доминировании мужчины и подчинении женщины становятся ошибочным понятием, что мальчик сильнее и «ему все можно». 

Социальное и экономическое неравенство – еще одна распространенная причина агрессии в образовательной организации. Обучающиеся из более обеспеченных семей или с высоким социальным статусом могут пренебрежительно относиться к ученикам из малоимущих семей. Мигранты и представители этнических меньшинств чаще остальных подвергаются травле. В свою очередь, те, к кому относятся с пренебрежением, могут проявлять физическое насилие против своих обидчиков.

Частое упоминание и демонстрация насилия в средствах массовой информации, культивирование насилия в кино и рекламе, использование сюжетов с насилием в популярных компьютерных играх, все это является провоцирующим агрессию и насилие фактором. 


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Буллинг или Травля в детском коллективе
  • Эмоциональное насилие: незаметная опасность
  • Опасность в Интернете: детские суициды и «группы смерти»
  • Современные подростки: факторы угрозы психической устойчивости
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности Часть 1.
  • Комментарии закрыты.

    Правила комментирования