Жизненные задачи: зачем ребёнку их решать?
Жизненные задачи — это, по сути, актуальные темы, которые появляются в тот или иной период жизни человека, затрагивают его и как бы запрашивают, ожидая решения. В результате успешного решения жизненных задач, человек решает какую-либо проблему, преодолевает, позитивно меняется и «растет», происходит личностный рост. На каждом возрастном этапе, у человека существуют определенные жизненные задачи.
Так называемые типовые жизненные задачи — это то, что большинство нормальных людей решают все равно, по ходу решения человек может мучиться, страдать, но финал неизбежен: задача решается. Как пример можно привести период младенчества, задачи которые неизбежно решает ребенок в этом возрасте, схематично представляются так: родиться — найти грудь — потом отучиться от груди — вступить в человеческие взаимоотношения с мамой — привыкнуть к дисциплине — определиться с полом — научиться жить в коллективе, и так далее.
Кроме того, существуют жизненные задачи, которые необходимо решить для того, чтобы в следующем возрастном периоде решить другие, более сложные задачи, и решить их успешно.
А если жизненная задача не решена? В этом случае человек тоже меняется, но эти изменения нельзя назвать позитивными. Дело в том, что жизненную задачу нельзя пропустить, и если успешного решения не произошло, то не закладывается фундамент для дальнейшего успешного решения других жизненных задач. Поэтому становится очевидным необходимость развития умений и навыков решения жизненных задач начиная с дошкольного возраста.
Жизненные задачи старшего дошкольного возраста:
- Прояснить через отношения с родителем противоположного пола картину своей половой идентичности (отвержение со стороны родителя противоположного пола, в данном возрасте, в будущем приводит к тому, что взрослая женщина не уверена в своей красоте, а взрослый мужчина — в своей мужественности, что требует постоянного доказательства во взрослой жизни).
- Научиться доверять себе и ценить свои усилия при решении любой задачи (жесткая критика со стороны родителей приведет к страху неудачи «не буду пробовать, все равно не получится», и на этом фоне развивается сильная личностная зависимость от критикующего).
Если с помощью родителей, задачи решены успешно, формируется чувство «Я МОГУ», нет страха неудачи, есть готовность повторять попытки решения задачи снова и снова. Начинает формироваться уверенность в своих силах и независимость от мнения окружающих.
Жизненные задачи младшего школьника:
К моменту поступления в школу, ребенок сталкивается с множеством задач одновременно, однако в школе на первое место выходят интеллектуальные задачи. Младший школьник сталкивается с тем, что старательность, прилежность, здоровое честолюие, партнерские качества, чувство коллективизма и положительная оценка социума — это главное и все это формирует компетентность школьника. НО, одновременно с этим, ребенок уже не может взяться за решение непростых жизненных задач данного возраста, таких как: умение принимать поражение, радоваться чужим успехам, связывать свои успехи с количеством приложенных усилий, ориентироваться на себя и пр.
При верной организации школьной жизни, при конструктивном методе обучения, с помощью учителя, родителей, развивающей психолого-педагогической работы, младшие школьники учатся успешно решать все жизненные задачи своего возраста.
При неправильной организации школьной жизни, происходят драматические нарушения развития личности. Вместо достижения компетенции и умения ориентироваться на себя, ребенок тратит все свои силы на «добывание оценок», теряет способность сформировать внутренние критерии т.к. оценивает себя по внешним оценкам (по выражению лица учителя, по одобрению взрослого и т.д.) и вся жизнь школьника сводится к ориентации на получение хорошей оценки в школе. Все это не дает усвоить детям «программу личностного развития» их возраста.
В следствии такого ненормального течения развития личности, в подростковом возрасте и далее во взрослой жизни человеку придется разбираться с неприятным наследством, а именно:
- Привычка сравнивать себя с другими не в свою пользу
- Нехватка друзей
- Запрет на ошибку
- Желание быть первым во что бы то ни стало
- Крайняя дисциплинированность
- Желание критиковать других и злиться на них
- Недовольство собственной внешностью
- Ощущение, что сколько бы ни старался, все равно получается не достаточно хорошо
Сознавая всю важность личностного развития в младшем школьном возрасте, необходимо помочь детям научиться решать разнообразные жизненные задачи их возраста.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи: