Развитие воли
Развитие воли во многом зависит от того, какие обстоятельства будут влиять на ребенка в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте, воля возникает как сознательное управление своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Итак, как происходит развитие воли?
В процессе воспитания и обучения, под влиянием внешних требований, формируется возможность подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться достижения цели, преодолевая различные трудности. Ребенок в дошкольном возрасте овладевает способностью контролировать свое тело (позу, усидчивость), управлять своей памятью, восприятием и мышлением. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста.
Для дошкольника характерно появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными. Из чего складывается развитие воли? Из стремления к цели, из значения мотивов, из планирования.
В дошкольном возрасте формируется умение удерживать возникшую цель, появляется стремление преодолевать трудности, у дошкольника формируются мотивы достижения цели, если цель достигнута — мотив удовлетворен. Развитие воли во многом зависит от речевого планирования и регуляции, когда ребенок «проговаривает сам с собой» что и как он планирует делать для достижения цели. Старший дошкольник разделяет более значимые мотивы и менее значимые. В дошкольном возрасте, если ребенок столкнулся с борьбой мотивов: «что хочу я» и «что надо сделать», в большинстве случаев, ребенок выбирает «свой мотив».
Итак, для развития воли важно каким будет период дошкольного детства, чему научится ребенок в данном возрасте. Родители могут способствовать формированию мотивов, научить ставить цели, планировать пути достижения цели, тренировать волю и главное, верить в себя и в свой успех.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи: