Психология и жизнь » Манипуляции в повседневной жизни
Подписка на RSS ленту Читать в Яндекс.Подписках

Манипуляции в повседневной жизни

Впервые манипуляция применяется человеком еще в младенческом возрасте, можно сказать, что манипулятор есть в каждом из нас. Однако в будущем не все люди успешно манипулируют другими, успешно, значит с четкой  выгодой для себя.  Большинство людей как раз попадают «в сети» манипулятора практически ежедневно.  Какими бывают манипуляции?

1. Очень распространенная манипуляция — «игра на чувстве любви» (дружбы).

В такой ситуации манипулятор всячески уверяет Вас в своей любви, дружелюбии и понимании. При этом проявление положительных чувств носит явно демонстративный характер, поскольку одновременно с заверениями в своих чувствах к Вам, манипулятор, с сочувствующим взглядом и сожалением в голосе, сообщает, что не может помочь Вам. Ссылается на служебные обязанности, «тяжелый» период в жизни и сопровождает все это словами «я тебя понимаю» и «ты же знаешь, как я дорожу тобой/нашей дружбой».

Таким образом манипулятор «играет» на чувствах, вызывая у Вас ответное желание заверить его, что Вы его понимаете и дорожите вашими отношениями, при этом внутри себя Вы уже отказались от дальнейших просьб и обращений, да еще и чувство вины приобрели, что такого «любящего» Вас человека в «трудный» период его жизни потревожили какой-то просьбой.

Цель данной манипуляции: замаскировать нежелание пойти Вам на встречу и вызвать эмоциональный дисбаланс.

Способ конструктивного поведения: «вернуть» манипулятору его заверения, т.е. заверить его, что все понимаете, как ему тяжело и как он занят, но Вам придется обратиться к тому, кто действительно, хочет Вам помочь.

2. Манипуляция «Провокация» тоже нередко встречается в процессе взаимодействия.

С помощью такой манипуляции человек намеренно принижает личность собеседника, как бы «давит» своим авторитетом и высказывает резко негативную оценку деятельности или непосредственно личности. Таким образом, человек категорично, в жесткой форме высказывает все собеседнику, создавая ситуацию негативной критики и унижения.

Цель данной манипуляции: занять позицию «ты ничто, я лучше тебя разбираюсь» и спровоцировать защитные реакции у собеседника, а именно оправдания. Кроме того, целью является попытка спровоцировать ощущение «никчемности» или слабости личности.

Способ конструктивного поведения: не оправдываться, не вступать в спор, а просто предложить совместный поиск решения или выход из ситуации.

3. Манипуляция «Игра на чувстве безысходности» .

С помощью такой манипуляции человек отвергает все возможные варианты, как неподходящие и приводит ему удобный вариант выхода из ситуации, как единственно верный, подробно расписывая положительные моменты этого варианта.

Цель данной манипуляции: убедить собеседника, что существует только один выход, что все остальные варианты решения имеют ярко негативные последствия.

Способ конструктивного поведения: не отвечать сразу и не принимать решение во время разговора, взять паузу, чтобы проанализировать доводы и аргументы.

4.  «Манипуляция авторитетом»

С помощью такой манипуляции человек занимается саморекламой, желая произвести впечатление на собеседника, удивить своими достижениями и умениями. При этом очень настойчиво преподносятся свои заслуги, чтобы собеседник «потерял» собственные приоритетный и ориентиры и полостью  прислушался к «авторитетному» мнению.

Цель данной манипуляции: спровоцировать интерес и уважение к манипулятору, чтобы собеседник сам захотел развивать отношения с манипулятором.

Способ конструктивного поведения: прежде чем внимать каждому слову, необходимо проверить реальные достижения и дела манипулятора.

Таким образом, активное и вдумчивое слушание собеседника,  контроль за ситуацией и собственными чувствами и поведением, позволит Вам противостоять манипуляциям.


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Манипулятор в каждом из нас
  • Жажда любви
  • Типы темперамента. Тест — определите свой тип.
  • Зависимость от любви
  • Особенности структуры социального интеллекта подростков – воспитанников коррекционных интернатных учреждений
  • Комментарии закрыты.

    Правила комментирования