Почему мы забываем?
Начнем с того, что забывание относится к процессам памяти человека, и является естественным, как запоминание и воспроизведение. Как правило, забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса или не соответствует его потребностям. Наверняка каждый из нас замечал, как легко и непринужденно запоминается текст, понравившейся песенки, и как долго и мучительно приходится запоминать неинтересный текст какого-нибудь учебника.
Тем не менее, невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для человека содержание подвергается качественным изменениям и затем, включается в опыт человека, т.е. ухудшение сохранения является следствием наложения на одну информацию другой, схожей с ней, которой человек пользуется в повседневной жизни. Таким образом, конкретно вроде бы и не помнится материал, а его качественное преобразование человеком применяется. Это как идти куда-либо «на автомате», точного адреса не помнишь (номер дома, название улицы), а место находишь, потому что произошла наслойка на первичную информацию (точный адрес) информации о расположении дома, о предметах, которые рядом, таким образом, первично запомненное качественно изменилось, не помнится конкретно, но включается в опыт человека.
Считается, что темп запоминания зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность человека. Cследовательно, то, что для человека ново, трудно осознается, не имеет значения (не важно, не интересно) и то, чем человек не пользуется в своей жизни, не только трудно запоминается, но и легко забывается.
Согласно Фрейду, в основе забывания лежит истинное желание, то, о котором сам человек осознанно не знает. Если человек забыл о встрече, значит, в глубине души он не хотел идти на эту встречу. Забывание, как одна из форм проявления бессознательного, когда истинные желания берут верх над сознательными процессами, когда человек говорит себе «надо».
Положительное значение забывания в том, что происходит определенная разгрузка. Представьте, если бы человек был не способен забыть обиду, горе, переживание или большой объем информации, которым он никогда не пользуется… Запас энергии человека ограничен; по этой причине он забывает все то, что ему не нужно, приобретая тем самым возможность получения того, что ему нужно.
Что касается особенностей забывчивости у мужчин и женщин, то единого мнения на этот счет нет, многие исследования специалистов противоречат друг другу. Однако можно выделить некую закономерность: женщины, к примеру, чаще забывают то, что не окрашено эмоциями, что они не прочувствовали, что не вызвало эмоционального всплеска. А мужчины как раз наоборот, забывают эмоционально яркие моменты и помнят то, что имеет логический смысл и помогает решать определённую задачу, т.е. особенности забывания заключаются в направленности интересов лиц мужского и женского пола.
Если Вы часто забываете, то необходимо тренировать память. Попробуйте перед сном вспомнить весь прожитый день, час за часом. Старайтесь возобновить в памяти каждую мелочь, каждое событие и каждое действие, свое и тех, с кем вы общались, кого видели. Попробуйте вспомнить имена людей, номера телефонов, слова ваши и собеседников. Такая тренировка благоприятно скажется на процессах памяти.
Если Вы часто забывает что-либо важное дома, можно взять себе за правило собирать все необходимое с вечера (можно составить список тех вещей, которые понадобятся – ключи, кошелек, сотовый, карточки, ручка, органайзер) и сложить все необходимые предметы в определенном месте, в сумке, например.
На заметку:
- интересное запоминается легче.
- чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
- если у человека есть установка запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
- информация, участвующая в деятельности (т.е. информация применяется в жизни) запоминается лучше.
- при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
- при изучении похожих понятий наблюдается наложение старой информации на новую.
- лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
- лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
- лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы.